РЕЛИГИЯ

Гугеноты часто вызывали волнения во Франции, сеяли смуту.
Кардинал де Ришельё
Надо было вооружаться, чтобы подавить дерзость, наглость еретиков, бунтарей.

Людям разных стран и разных религий трудно сосуществовать.
Фюретьер

   В своей философской повести «Простодушный» (1767) Вольтер перечисляет три течения христианства, существовавших во Франции XVII—XVIII веков: католичество, протестантизм и янсенизм.
   В первые годы XVII века Франция только-только начала отходить от кровопролитных и разорительных Религиозных войн (1562—1598), которые чуть не привели к потере независимости королевства. Среди множества жертв этого продолжительного внутреннего конфликта оказалась и королевская династия Валуа, которая долгие годы пыталась отстоять чистоту католической веры. Король Карл IX (1550—1574, на троне с 1560 года) был вынужден одобрить резню в ночь Святого Варфоломея (24 августа 1572 года), которая нанесла серьёзную психологическую травму, ускорившую смерть и без того слабого здоровьем монарха. Его брат Генрих III (1551—1589, правил в 1574—1589 годах) долгие годы вынужден был терпеть многочисленные заговоры со стороны своего брата Франсуа, герцога Анжуйского (1555—1584) и принцев Лотарингского дома. Лишь в 1588 году, за полгода до своей смерти, король, вынужденный спасаться из мятежного Парижа бегством, решился на захват единоличной власти: он приказал убить братьев Гизов. После он отправил в отставку министров, назначенных его матерью Екатериной Медичи (1519—1589), которую окончательно отстранил от управления. Однако эти запоздалые проявления воли и решительности не спасли ни самого Генриха, ни династию Валуа. Второго августа 1589 года во дворце Сен-Клу король был убит монахом-фанатиком Жаком Клеманом. Детей у Генриха не было, а его единственный брат скончался пятью годами ранее. Трон перешёл к младшим потомкам Людовика Святого – Бурбонам.


Часовня в Фонтенбло. Современная фотография.

   Первый король из династии Бурбонов на французском троне Генрих IV (1554—1610, король с 1589 года) был протестантом, из-за чего католическое большинство французов не принимало его. После нескольких лет борьбы за трон, Генрих всё-таки принял католичество (1593) (это был уже шестой раз смены религии для Генриха, правда, всего второй раз он совершал это добровольно) и подписал Нантский эдикт (1598), провозглашавший религиозную терпимость и призывающий католиков и гугенотов забыть о полувековой вражде. Тем самым Генрих IV принёс Франции долгожданный внутренний мир. Правда, такое решение религиозного вопроса стало лишь временным, причём Генрих сам это понимал. Из 19 миллионов французов лишь один миллион исповедовал кальвинизм, таким образом, Франция по большому счёту оставалась католической державой. Неслучайно после смерти Генриха IV (1610) противостояния католиков и гугенотов возобновились. Юному Людовику XIII пришлось одновременно вести войну со своей матерью, которая стремилась вернуть утраченную власть (в 1617 году по приказу 16-летнего короля был убит итальянец Кончини и отправлена в ссылку бывшая королева-регентша), и с гугенотами. Осада Ла-Рошели (1627—1628), одного из последних оплотов кальвинистской «республики» внутри Французского королевства серьёзно пошатнула её позиции. Так, благодаря усилиям Людовика XIII и Ришельё с 1630 года в королевстве был установлен религиозный мир. Правда, и это не было окончательным решением религиозного вопроса, который потом по наследству достался Людовику XIV. Несмотря на поражение внутри королевства, кальвинизм продолжал господствовать на Юге и на Западе Франции, в долине Луары и в трёх академиях Монтобана, Сомюра и Седана.


Нантский эдикт, подписанный Генрихом IV в 1598 году.

   Параллельно с военными действиями против протестантов королевская власть проводила незначительные реформы католической церкви, чтобы поднять престиж истинной веры. К 1643 году было создано несколько семинарий, также король пытался лично назначать епископов: не по рекомендации Папы римского и не по праву рождения. Правда, эти незначительные попытки со стороны властей так и не смогли поднять авторитет галликанской церкви среди простого населения. Причина падения последнего крылась в самих католических священнослужителях. Как это ни прискорбно, но французское духовенство XVI—XVII веков, ежедневно призывая прихожан к смирению и подавлению своих низменных страстей, само не отличалось высокой нравственностью. Из уст в уста передавалось великое множество сказок и легенд о попойках и оргиях в провинциальных монастырях.
   Настоящее реформирование французской церкви началось лишь со следующим поколением, поскольку Людовику XIII и Анне Австрийской, которые жаждали этой реформы, не хватило времени и сил, а Ришельё и Мазарини больше беспокоила элита французской католической церкви, где политиков на деле оказалось больше, чем священнослужителей. Чего только стоили последнему столкновения с Полем де Гонди, кардиналом де Рецем (1613—1679).


Отец Жозеф, прозванный «серым кардиналом».

   Католическая «реконкиста» во Франции, как назвал контрреформу историк П. Губер, началась в верхах общества: дворяне, крупная буржуазия, парламентарии находились под влиянием новых католических орденов и конгрегаций, явившихся из Испании и Италии. Члены иезуитского ордена, после ухода в тень при Генрихе IV, вновь набрали силу и принялись за воспитание будущей мужской элиты королевства. Для этого в городах Франции они основали 70 коллежей, которые, стоит признать, при Старом порядке стали самыми передовыми учебными заведениями Европы. Девушек отправляли на воспитание к урсулинкам. Католические ордена воздействовали на своих воспитанников гибко, но настойчиво.
    Показная благотворительность и набожность объединяли ревностных и могущественных католиков. Самые верные сторонники католической веры входили в тайное Общество Святых Даров, основанное в 1627 году герцогом де Вантадуром. В провинции оно имело 50 отделений. Помимо благотворительности Общество занималось выкупом пленных христиан у берберских пиратов, надзирало за столичными нравами. Кстати, именно по наущению «святош» в монастырь была заключена знаменитая парижская куртизанка и одна из королев салонов Марион Делорм (1611—1650), позже освобожденная королевой Швеции Кристиной. Она была далеко не единственной «жертвой» Общества Святых Даров: «святоши» беспрестанно клеймили слишком смелую моду, «вольности» протестантов, «разоблачали» евреев и «вольнодумцев», старались любыми способами отстранить их от власти, параллельно с этим внедряя туда своих сторонников. Тем более что зачастую в окружении короля у них были сильные и влиятельные сторонники. До своего окончательного изгнания из Франции Мария Медичи поддерживала «святош». Таким образом, Общество являлось душой «партии благочестивых», которая не только стремилась задавать тон в общественной жизни, но и долгое время, на протяжении сорока лет, оказывала существенное влияние на политику королевства. Отстранением Общества Святых даров от политических дел также придётся заниматься уже Людовику XIV, в чём посильную помощь ему окажет Мольер и театральное искусство.


Венсан де Поль.

   Ещё одним следствием Контрреформы стала канонизация многих деятелей церкви. В своей книге «Святые отцы XVII века» Жозеф Гранде упоминает семьдесят святых (недаром XVII век называют «эпохой святости»). В этом списке, кстати, есть и брат Фиакр Сен-Маргаритский (1609—1684), босоногий августинец из Парижа, предсказавший чудесное рождение Людовика XIV и его брата Филиппа.
    В 1640 году было опубликовано произведение Ипрского епископа Корнелия Янсения (1585—1638) «Августин», которое годом позже перевели на французский язык. Автор выступал против слишком «свободной» морали и проповедовал возвращение к священным источникам и идеям Отцов Церкви, в том числе к учению строгого святого Августина, и послужил причиной распространения в столице Франции нового религиозного христианского течения – янсенизма. На практике эта доктрина выразилась в учении аббата Сен-Сирана (1581—1643), который сначала проповедовал перед небольшой группой учеников. За это кардинал Ришельё, ненавидящий секты и всякого рода сообщества, отправил аббата в Бастилию, откуда тот вышел только в 1643 году и вскоре умер.

 Корнелий Янсений.  Антуан Арно.

   Янсенисты отводили большую роль божественной благодати, Проведению.

   «Я в любую минуту готов забыть о себе ради того, что бы облегчить ваши страдания в этой адской бездне, куда мы погружены. Преклонимся перед Провидением, которое привело нас сюда, будем смиренно терпеть ниспосланные нам горести и надеяться на лучшее, – говорит янсенист, герой книги Вольтера. – Должно быть Бог предназначает вас для каких-то великих дел».

   Сорбонна увидела в янсенизме «сестру» кальвинистского предопределения, в общем, отрицание христианской свободы выбора. Тем самым янсенизм был признан ересью. В годы Фронды, на которые выпало время становления янсенизма, правительство Мазарини было занято борьбой с политической оппозицией, и ему не хватало ни времени, ни сил на решение религиозного вопроса. Впоследствии на искоренение янсенизма ни мало сил положил Людовик XIV. Однако король Франции не был одинок в этой борьбе. Ещё в 1653 году Папа Иннокентий X (1574—1655, занимал Святой Престол с 1644 года) подписал буллу Cum occasionne, заклеймив пять основных положений из текста «Августина», следовательно, и янсенистов.
    Можно сказать, что в результате политики Генриха IV, Людовика XIII и кардинала Ришельё внутри королевства был установлен религиозный мир, правда, он явно носил временный характер, поскольку не решал главный вопрос – вопрос религиозного единства, что пришлось делать Людовику XIV.